Власти намереваются брать больше денег с предпринимателей, которые не заплатили вовремя налоги.
Правительство хочет собирать больше денег с бизнеса, просрочившего уплату налогов. Как пишут «Ведомости», предлагается ввести прогрессивную ставку пени: через месяц просрочки размер пени будет резко возрастать. С одной трехсотой (1/300) сразу до одной стопятидесятой (1/150) от ключевой ставки ЦБ, за каждый день просрочки.
В Минфине считают, что из-за низких пеней неуплата налогов стала для компаний особым видом кредитования за счет бюджета, поскольку дешевле платить пени бюджету, чем проценты банкам. На самом деле рисков в этом куда больше, чем выгоды, говорит член совета московского отделения «Опоры России», бизнесмен Дмитрий Несветов:
«Инициатива в целом — это очередное свидетельство какого-то глубокого зазеркалья, в котором находятся наши экономические власти, и возникает впечатление, что за ситуацией, происходящей в российской экономике, особенно в ее реальном секторе, они наблюдают с Луны, то есть какие-то совершенно разные реальности. Реальный бизнес, особенно в нынешних условиях, не кредитуется неуплатой налогов, это какая-то глубочайшая иллюзия. И часто неуплата главных, особенно, налогов связана с тем, что предприятия просто физически не могут это делать в условиях кризиса и собственных отрицательных балансов. Вся беда в том, что неприятностей от того, что предприятие не может заплатить налоги и не платит их, гораздо больше, чем все эти странные выигрыши якобы от некоего внутреннего кредитования. Неприятностей действительно много, это ограничение доступа к тендерам на госзакупки, к тендерам на корпоративные подряды, потому что все заказчики хотели бы быть уверенными в том, что предприятия не имеют задолженности перед бюджетом, это отказ от прямого кредитования, потому что банки тоже не кредитуют предприятия, у которых есть задолженность. В конце концов, я уже не говорю об объеме проверок, которые устраивают налоговые органы в том случае, если обнаруживают неуплату. То есть издержки этого условного выигрыша, особенно сейчас, в условиях кризиса, они гораздо выше, и никто всерьез на такие риски идти не собирается в реальном секторе, по крайней мере, в малом и среднем бизнесе».
При текущей ключевой ставке пени все еще дешевле кредита банков. Это примерно 12%, в то время как ставки банков по рублевым кредитам до года с учетом малого и среднего бизнеса — это около 15%. Но при повышении пени за налоговую просрочку придется платить уже 24% годовых, и это превращает их в наказание, хотя изначальная функция — только компенсировать потери. Продолжает партнер компании Taxadvisor Дмитрий Костальгин:
«С точки зрения математики, это так, с точки зрения масштаба бизнеса, ни одной цифры, по крайней мере, мне не известно, чтобы было проведено исследование и было сказано, что специально кто-то в таком-то размере столько-то сэкономил — это первое. А второе — это предложение со стороны государства установить ставку выше банковской ставки, то есть это достаточно странный подход. То есть раньше вы злоупотребляли и кредитовались за наш счет, теперь зато мы вас процентами немножечко прижмем — странный ответный ход. Природу пеней еще Конституционный суд в 1996 году разъяснил: это правовосстановительная мера, а не карательная. Поэтому, когда процентная ставка устанавливается за пеню гораздо выше чем стоимость денег, которая сложилась в стране, то некий характер карательный в данной пене присутствует, по сути, это получается некий скрытый штраф. И второй важный аспект: судя по предложениям, государство не готово платить такие же повышенные проценты, когда оно должно налогоплательщику, например, в случае переплаты налога».
По информации Федеральной налоговой службы на 1 августа, долг по налоговым пеням составил 258 млрд рублей. В Росстате сообщили, что хуже всего компании платили НДС и налог на прибыль.
Источник
|