7 июня 2015 года в России отмечают новый праздник – День краудфандинга. Дата праздника была выбрана не случайно, именно 7 июня в 2012 году официально начал работу один из первых российских краудфандинговых сервисов – сайт Planeta.ru.
Напомним, что краудфандинг (от англ. сrowd funding, сrowd – «толпа», funding – «финансирование») – это народное финансирование, или коллективное сотрудничество людей, которые добровольно жертвуют / вкладывают свои деньги, как правило через Интернет, чтобы оказать финансовую поддержку какому-либо проекту или организации. На русский же манер краудфандинг можно дословно перевести как – «с миру по нитке».
Цели, для которых средства могут собираться по схеме краудфандинга, в современном обществе бывают совершенно разные – реализация какого-либо продукта (создание книги, диска, фильма…), помощь пострадавшим от стихийных бедствий, любая благотворительная акция, поддержка со стороны болельщиков, финансирование стартап-компаний, малого предпринимательства, частного бизнеса, политических кампаний и многое другое.
Можно сказать, что краудфандинг – это один из современных способов привлечения финансовых средств, и сегодня это действительно работающая модель, успех которой уже подтвержден конкретными примерами. Ведь для предпринимателей он стал реальной альтернативой в деле привлечения денег для своего нового или действующего бизнеса, а также для финансирования новых продуктов или услуг. Схема получения средств состоит в объединении различных сумм от большого количества людей, будь то вклад размером в 100 рублей или же более 1 миллиона.
Вообще по своей сути краудфандинг – явление очень древнее. Когда у человека есть какая-то интересная идея или проект, и он может заинтересовать им других людей, то они «скидываются» на реализацию этого задуманного. В обычной жизни мы пользуемся краудфандингом, когда скидываемся с друзьями на шашлыки, с соседями – на установку домофона, с однокурсниками – на покупку букета для преподавателя… А вот с изобретением интернета краудфандинг весьма расширился и позволяет получить финансирование на грандиозные проекты без участия банков и прочих финансовых институтов. Процесс стал намного проще и демократичнее.
Но важно помнить, что у краудфандинга есть несколько правил. Прежде всего – это чётко заявленная цель и обозначенная сумма денег. Люди должны сразу видеть и понимать куда они вкладывают свои деньги. Информация по ходу сбора средств также должна быть открыта для всех. Можно сказать, что краудфандинг требует доверия и креативности.
За рубежом подобная практика существует уже более 20 лет, и там успешных примеров краудфандинга немало. Так, еще в 1997 году поклонники британской рок-группы «Marillion» организовали и провели интернет-кампанию по сбору средств для финансирования музыкального тура группы по всей территории США. Сама же группа позже применила этот метод для записи и продвижения нескольких своих альбомов. Первым краудфандинговым сайтом для музыки была компания «ArtistShare» в 2000 году, затем появились и другие. В новом тысячелетии краудфандинг на западе стал применяться буквально повсеместно.
В России краудфандинг также стремительно набирает популярность, им уже активно пользуются как каналом сбора средств на свои проекты и некоммерческие организации, и творческие люди, и политики, и коммерческие структуры…
Одним из успешных примеров данного явления в России и первых в Рунете сервисов коллективного финансирования проектов можно назвать как раз Planeta.ru. По словам основателей, «Планета» стала виртуальным пространством, меняющим реальность и дающим новые возможности для творчества и социальной активности.
Макс Лакмус, сооснователь и идеолог Planeta.ru:
«Будущее может стать таким, каким мы захотим его видеть. Наполненным тем, что мы с вами захотим создать. Интернет-пространство - это не только база знаний, накопленных за века существования человечества, это – проекция ваших мыслей и идей. Сегодня интернет дает нам невиданную ранее свободу действий, новые инструменты и возможности, в том числе, сервисы, позволяющие финансировать проекты онлайн… Поэтому мы и придумали «Планету» – уникальный инструмент, при помощи которого вы можете участвовать в создании музыки, фильмов, книг, изобретений или других интересных, гениальных, важных проектов, которым способен помочь сервис коллективного финансирования».
Федор Мурачковский, генеральный директор и сооснователь Planeta.ru:
«Мы определили для себя, что «Планета» - это социально-сервисная экосистема, которая помогает различными способами монетизировать идеи, творчество и авторский контент. … Наша миссия состоит в том, чтобы максимально упростить отношения между авторами и их сторонниками, между генераторами идей и теми, кого эти идеи интересуют, и способствовать самореализации людей. Мы хотим научить людей, эффективно воплощать в жизнь свои идеи и проекты. В прошлом году «Планета» получила «Премию Рунета -2014» в номинации «Экономика, Бизнес и Инвестиции», я считаю, это признание, как со стороны экспертов Рунета, так и обычных людей, а значит, наше решение сделать подобный проект в России было верным».
За время работы на «Планете» было профинансировано более 2000 проектов на сумму более 220 миллионов рублей, большинство из которых относятся к творческим категориям: музыка, кино, театр, журналистика. Активно развивается социальное предпринимательство и инновации.Помимо многих известных артистов, «Планета» активно работает с институтами развития, различными бизнес структурами, благотворительными фондами, музыкальными и городскими фестивалями, культурными и образовательными кластерами и десятками других организаций. На сайте зарегистрировано около 500 000 пользователей.
У вас есть интересная идея? Воплотите ее в жизнь с помощью краудфандинга!