Организм можно ввести в заблуждение, заставив его думать, что мы что-то едим, и тогда избыток жиров будет сгорать в обмене веществ безо всякой пищевой компенсации.
Когда мы едим, включается множество физиологических и биохимических реакций, подготавливающих организм к поступлению пищи: нужно быть готовым переваривать и запасать. Однако чисто пищеварительной подготовкой дело не исчерпывается. Одновременно происходят изменения в обмене веществ, например, меняется уровень сахара в крови, срочно расщепляются какие-то жиры и т. д. – можно сказать, что организм сбрасывает некоторые излишки, освобождая место под новую порцию питательных веществ.
Один из ключевых игроков в этой регуляции – рецепторный белок под названием FXR (farensoid X receptor). Включаясь в момент еды, он не только даёт сигнал к выделению желчных кислот, необходимых для переваривания жиров, но и усиливает метаболическую утилизацию оставшихся излишков. А что если активировать рецептор, но ничего не съесть? Нельзя ли заставить его работать против избыточного веса и сопряжённых с ним проблем? Такая идея посетила врачей-диетологов достаточно давно, и многие фармацевтические компании успели разработать вещества, активирующие FXR. Их можно назвать ложной или воображаемой едой: телу кажется, что в него поступают питательные вещества, хотя на самом деле это не так. Проблема, однако, в том, что такие средства действуют сразу на много органов (рецептор есть не только в кишечнике, но и в почках, печени, надпочечниках) и потому вызывают нехорошие побочные эффекты.
Рональд Эванс (Ronald Evans) и его коллеги из Института Солка (США), которые уже много лет изучают рецептор FXR, попробовали найти способ, чтобы активировать его только в кишечнике. Вещество, описываемое ими в статье в Nature Medicine, называется фексарамин. Его разработали на основе уже имеющихся веществ, активирующих FXR, с той разницей, что фексарамин, попав в кишечник, не отправляется в кровь – он продолжает действовать только в границах кишечника. Мыши с ожирением, которым в течение пяти недель каждый день давали по таблетке нового препарата, теряли лишний жир, у них снижался уровень сахара и холестерина в крови. Кроме того, у животных повышалась температура тела, что говорило об усилившемся обмене веществ, а соотношение между белой и бурой жировой тканью увеличивалось в пользу последней. (Напомним, что задача белого жира – хранение липидов, а задача бурого жира – сжигание того, что накопилось в белом.) Даже состав кишечной микрофлоры менялся под действием фексарамина, хотя исследователи пока не знают, к чему могут привести изменения в популяции кишечных бактерий.
Как уверяют авторы работы, новое вещество не просто действовало без побочных эффектов – оно действовало лучше, чем прежние аналоги, влияющие на рецептор FXR. Не покидая кишечника, фексарамин может запускать последовательную цепочку неких биохимических изменений, где каждой реакции есть своё время, тогда как обычные средства, действуя массированно, включают одновременно несколько реакций в разных тканях, что сказывается на их эффективности. Пока что оптимизированную «воображаемую еду» давали только мышам, однако исследователи уже готовятся приступить к клиническим испытаниям, так что, возможно, в скором времени мы получим достаточно эффективное средство для сжигания лишнего веса и нормализации метаболизма.
Кирилл Стасевич
|